Аудит

Организация и проведение Аудиторской проверки

Аудиторская проверка для многих это редкость или необходимость, обусловленная требованиями законодательства, но проверка, по мнению Высшей Школы Экономики, может проводиться и в других случаях:

• Проверка правильности ведения учета в компании

• Подготовка к проведению налоговой проверки

• Проверка состояния управления финансами

• Проверка управления взаимоотношениями с клиентами

Этапы аудиторской проверки

Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд этапов.

1. Анализ объекта аудита и формирование группы.

Детальный анализ деятельности позволит на начальном этапе выявить те сферы, где наиболее вероятно могут возникнуть сбои и нарушения функционирования.

2. Переговоры и согласование этапов проверки.

Составление рабочего плана аудиторской проверки

3. Анализ деловой среды и рыночной конъектуры

Необходимо получить представление о конъюнктуре рынка, деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.

4. Анализ состояния внутреннего аудита.

Проведение совещания и анализ отчётов внутреннего аудита позволит сэкономить время на проведении основного аудита и сконцентрироваться на важных этапах проверки.

5. Составление карты риска.

Карта рисков является обязательным атрибутом каждой компании. При составлении карты риска можно учесть многие необходимые направления, которые нуждаются в постоянном контроле

6. Проведение аудиторских процедур.

Собственно проведение всех намеченных и согласованных аудиторских мероприятий.

7. Формирование аудиторского отчёта.

Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:

обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе-аудита;

урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля; описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;

проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности; подготовку общего аудиторского заключения.

8. Подведение итогов.

Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:

• проекты финансовой отчетности;

• письмо руководству;

• вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;

• вопросы налогообложения;

• нерешенные проблемы (если таковые имеются).

Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме того, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.